Главная
Оглавление
Выбор типа велосипеда
Особенности спортивно-туристского велосипеда
Подготовка велосипеда
Принципы размещения груза
Размещение груза спереди
Размещение груза сзади
Способ 1
Самодельные задние багажники
Способ 2
Способ 3
Способ 4
Подготовка участников
Отработка техники езды
Регулировка велосипеда
Взаимодействие участников похода
Проведение путешествия
Режим движения
Техника безопасности в пути
Питание в походе
Техническое обслуживание велосипеда
count

Устройство и отличительные особенности спортивно-туристского велосипеда

      На рисунке показано устройство современного спортивно-туристского велосипеда и приведены наименования его основных узлов; их конструкция дана в заводском описании, прилагаемом к велосипеду. Выпускаются три модели этого типа велосипедов: «Спутник» (153—414), «Турист» (153—411) и «Спорт» (153—412). Основное их отличие от выпускавшихся ранее моделей с теми же названиями состоит в увеличении числа передач со значительным расширением диапазона передаточного числа, то есть отношения числа зубьев ведущей звездочки к числу зубьев ведомой на заднем колесе.

1 — нижняя труба рамы; 2 — блок ведущих звездочек и защитный диск блока; 3 — шатун; 4 — педаль; 5 — туклипс; 6 — блок ведомых звездочек; 7 — задний переключатель; 8 — защитный диск заднего колеса; 9 — задний тормоз; 10 — задняя (подседельная) стойка; 11 — седло; 12 — подседельная труба; 13 — рукоятка переключателя передач; 14 — вынос руля; 15 — руле¬вая труба; 16 — руль; 17 — рукоятка тормоза; 18 — передний тормоз; 19 — передний щиток

     Чем меньше передаточное число, тем большее усилие прикладывается к заднему колесу при неизменном усилии на шатунах и тем большую крутизну подъема может преодолеть велосипедист (выигрыш в усилии, проигрыш в скорости). И наоборот, передача с большим передаточным числом позволяет на ровной дороге развить большую скорость.

     Поскольку основные усилия велотуриста затрачиваются на преодолении подъемов, особое значение приобретает для него увеличение числа передач с меньшими передаточными числами, что и учтено конструкторами в новых моделях «Спутника», «Туриста» и «Спорта». Для путешествий в горных районах наиболее предпочтительны модели «Турист» и «Спорт». Дополнительные различия между моделями следующие: «Спутник» и «Спорт» имеют седло с мягкой покрышкой; «Турист» снабжен седлом спортивного типа с твердой кожаной покрышкой на стальном каркасе; рукоятки переключения передач у «Спорта» крепятся на рулевой трубе; у «Спутника» и «Туриста» — традиционно на нижней трубе рамы. Кроме того, у «Спутника» последних выпусков руль спортивного типа заменен на малоизогнутый руль дорожного типа. Все эти модели оснащены двумя защитными дисками: задний диск установлен за большой ведомой звездочкой заднего колеса и служит для предохранения спиц от попадания в них переключателя передач при нарушении его регулировки. Этот диск является весьма ценным защитным приспособлением, так как в крайнем положении заднего переключателя (при переброске цепи на большую звездочку) его беговые ролики находятся в опасной близости от спиц — на расстоянии около 5 мм. Желательно поэтому самим велотуристам устанавливать такой диск на велосипеды, не имеющие его.

     Передний защитный диск, укрепленный на ведущей звездочке, предупреждает попадание одежды между цепью и ведущей звездочкой. При покупке велосипеда, прежде всего, необходимо обратить внимание на соответствие высоты рамы длине ног велосипедиста. Спортивно-туристские модели выпускаются 3 ростов, соответствующих трем значениям высоты рамы: 540, 560 и 580 мм (напомним, что высота рамы определяется как расстояние от центра каретки до верхней кромки подседельной трубы). На рисунке показано необходимое соотношение длины ног велосипедиста и высоты рамы. Запас по длине ног, превышающий высоту рамы, должен быть не менее 3 см.

     Второе, на что следует обратить внимание,— это наличие минимальных боковых и радиальных биений ободов каждого из колес. Они не должны превышать 3—4 мм при равномерном натяжении спиц, что свидетельствует о хорошей геометрии изготовленного обода.

     Соблюдение требования исходной равномерности натяжения спиц, во-первых, позволяет в домашних условиях без труда уменьшить биения до 1—2 мм при стандартной методике регулировки, а во-вторых, увеличивает запас регулировки, необходимый впоследствии для исправления небольших деформаций обода, неизбежно возникающих в процессе эксплуатации.

     Перед началом использования велосипеда следует тщательно отрегулировать все основные вращающиеся и переключающие узлы по заводской инструкции, прилагающейся к каждому велосипеду, или же по «Справочнику велосипедиста». При этом желательно произвести полную разборку и сборку соответствующих узлов, что даст необходимые навыки, которые всегда пригодятся в походных условиях. Если имеется возможность, то целесообразно сразу заменить раму на более легкую и прочную — от велосипеда «Стартшоссе». Ширина ее задней вилки позволяет установку грязевого щитка и колеса от «Спутника» или «Туриста».

©VeloTour 2008

Hosted by uCoz