Лыжный туризм

Climb that mountain
Mail me... Главная

news and events

Транспортные средства
[Сняжение]

     В последние годы в лыжном туризме просматривается тенденция увеличения количества сверхдальних походов и переходов. Тенденция эта подогревается малокомпетентной рекламой некоторых периодических изданий. Походы, путешествия и экспедиции, рассчитанные на длительные сроки и связанные с преодолением громадных снежных и ледовых пространств, не обеспечивающиеся постоянной авиаподдержкой, сейчас становятся особенно популярными. Мы не будем говорить о целесообразности таких жестких, даже жестоких испытаний. В конце концов, это дело тех смельчаков, которые самоутверждаются подобным образом. Рассмотрим иной аспект проблемы. Громадные нагрузки, которые предстоит вынести в подобном путешествии, очевидны. Увеличение количества (и соответственно, массы и объема) питания, топлива, запасных батарей для освещения и рации делает экспедиционный груз попросту неподъемным. Рюкзака мало. Необходимы транспортные средства — сани, нарты, волокуши. Эти приспособления, различающиеся незначительными конструктивными особенностями, предназначены для одной цели — перетаскивания грузов. Сани или волокуши сейчас применяются, как правило, индивидуально, т. е. каждый участник транспортирует свою долю груза, групповые нарты — только при использовании дополнительного тягла (собак, оленей, снегоходов «Буран»). Сани дают значительный выигрыш. При хорошем скольжении они позволяют транспортировать большой груз (иногда до 70—80 кг). Поэтому обеспечение скольжения — первоочередная задача при подготовке транспортного спортинвентаря. Для уменьшения подлипа (так называют явления налипания и намерзания к полозьям снега и льда) используют различные способы. Наилучшим представляется применение подполозков из материалов, обладающих слабой адгезией (прилипанием). Таким материалом являются некоторые виды стекловолокна, сополимера, эпоксидных смол, полиэтилена, но лучше всего — титан и углепластик. К недостаткам санок и волокуш следует отнести их невысокую устойчивость, частые перевороты, сползание со склона при траверсных прохождениях, сложность использования при длительных подъемах и спусках. Для конструкторов и изготовителей туристского снаряжения проблема создания всерельефных санок-волокуш является одной из самых острых.

     И еще. Следует знать, что многие народности Севера, постоянно использующие нарты, при подлипе подполозья саней поливают водой. Лед, образующийся в результате намораживания, улучшает схольжение и препятствует подлипу.

     При планировании зимнего похода следует учесть еще и такие интересные конструктивные решения, как коньковые полозья и парусное вооружение. Если путешествие проходит в районе, где есть плотный ледовой покров при незначительном снежном, то есть смысл использовать коньки. (Такой опыт, в частности, имеется у свердловчан). Некоторые регионы страны, например, Полярный и Приполярный Урал, Таймыр, районы Большеземельской тундры, ряд арктических островов, предоставляют туристам возможность использовать парус. При преодолении открытых пространств тундры, озер, плоскогорий с помощью паруса туристы получают не только значительное физическое облегчение, но и громадное эмоциональное наслаждение. Прекрасное зрелище представляют собой заснеженные просторы, украшенные радугой парусов.

     Кстати, о разноцветье. Времена, когда все снаряжение — от палатки до штормовки — красилось в линялый защитный цвет, прошли. Нынче в моде яркие, броские тона. Однако некоторые предметы туристского обихода (чехлы для варочной посуды, топоры, пилы, рукавицы-верхонки и т. д.) и сейчас окрашиваются в блеклые тона. Такие предметы в условиях снегопада, пурги, поземки легко потерять. Поэтому ВСЕ, используемые в походе вещи должны быть окрашены броско, даже кричаще. Каждая вещь должна выделяться из массы других. Именно по этой причине можно увидеть в зимних походах топоры, окрашенные флюоресцентными красками в крупный горошек, и бахилы с ярко-оранжевой бахромой.


Hosted by uCoz