Лыжный туризм

Climb that mountain
Mail me... Главная

news and events

Лыжный туризм
[Предисловие]
[Совесткие экспедиции. Роберт Пири. Руаль Амундсен]

      Лыжный туризм — это сложное и подчас рискованное занятие. Главной особенностью зимних путешествий является, прежде всего, холодовая устойчивость. Хорошая переносимость холода, способность в условиях постоянных низких температур сохранить в рабочем состоянии свои физические и (что особенно важно) психические кондиции — вот главное требование к туристу-лыжнику. Любой зимний поход — это не только достижение каких-либо спортивных, краеведческих или научных целей, но и постоянная борьба с холодом, с замерзанием. Известный советский исследователь В. Н. Шейнис отмечает:

«Замерзание — это не просто физический процесс охлаждения и оледенения, а сложнейшая биологическая реакция, на всем своем протяжении координируемая и контролируемая центральной нервной системой, и особенно головным мозгом».

      Холодовая усталость провоцирует появление мышечной слабости, физических недомоганий, а также таких негативных психических проявлений, как апатия, раздражительность, иногда агрессивность. Группа уставших и перемерзших людей перестает быть коллективом. Людям отказывает элементарная логика. Замедляется скорость принятия решений, да и решения эти часто далеки от оптимальных. В многочисленных книгах полярных исследователей, в отчетах о лыжных путешествиях или рекордных переходах очень редко можно найти признания в совершенных ошибках, неправильных решениях, размолвках в коллективе и прочих явлениях, осложняющих жизнь путешественников.

      Эти умолчания понятны и естественны.

      Во-первых, действительно не следует «ворошить на людях грязное белье»;

     Во-вторых, домашний анализ событий, происшедших «там» — в ветре, пурге, морозе, может принципиально разойтись с решениями, которые уже, увы, не изменишь. И причина всего этого — в холодовой усталости.

      Нот что говорит известный советский географ и альпинист Ю. П. Супруненко: «В противоборстве с холодом имеет значение и настроение, и психологический микроклимат в коллективе, будь то производственная вахта, экспедиция или туристский поход. Подавленность, раздражительность, недовольство рождают «экспедиционное бешенство» — болезнь, о которой не говорится в медицинских справочниках. Но она случается. Угнетенное состояние, упадок духа, равнодушие к итогу похода могут привести к трагической развязке. Говорят, даже мысли на морозе замерзают. При апатии трудно бывает поверить, что можно согреться на леденящем ветру.

     Выстоять против стихии помогает моральный дух. Ведь если притупляется рассудок, деморализуется воля, человек становится беспомощным против игры слепых сил природы, лишается защитных способностей. И тогда все решает случай. В одном из лыжных походов по Карпатам метель длилась несколько часов. Находясь уже в укрытии, замерз один из туристов. Он лежал в спальном мешке, рядом были товарищи, но, впервые попав в такие условия, он морально сдался».

     Холод — самый жестокий экзаменатор человеческой совместимости. Конфликтами были омрачены даже такие легендарные ледовые эпопеи, как экспедиции Амундсена, Скотта, Грили, Пири, гималайская экспедиция Дирен-фурта. Пожалуй, лишь великий Нансен со своим прекрасно подобранным экипажем «Фрама» и замечательным спутником Юхансеном войдет в историю человечества не только как полярный исследователь, но, прежде всего, как идеал Человека.

     Итак, первая задача, которую должен решить человек, отправляющийся в Зиму,— это подбор истинных и надежных сподвижников. Кроме высоких моральных качеств обязательны еще два условия — безукоризненное здоровье и хорошее владение лыжной (иногда, в зависимости от района путешествия, и горнолыжной) техникой. Однако эти условия необходимы, но отнюдь не достаточны. Желательно, чтобы каждый участник профессионально и надежно владел одной или несколькими походными специальностями — был ремонтником, фотографом, врачом и т. д. Группа же в целом должна быть скомплектована так, чтобы, говоря словами полководца, «каждый солдат знал свой маневр». Лыжный туризм является потенциально опасным для групп, в составе которых есть разгильдяи, необязательные и безответственные люди. Конечно, присутствие таких индивидуумов в любом коллективе радости не доставляет, но в лыжном походе каждый из них несет в себе катастрофу. Лыжное путешествие само по себе достаточно богато препятствиями, приключениями, неожиданностями, так что брать с собой «потенциальную аварию» — это непозволительная роскошь.

     Не желая обидеть другие виды туризма, следует все же заметить, что в лыжных походах чрезвычайно важен ровный подбор участников, равномерное распределение груза и более-менее одинаковая занятость всей походной работой — от тропления лыжни до обустройства бивака. Парадокс лыжного путешествия — наиболее комфортно человек чувствует себя на лыжне, наименее — на привале. Как ни странно, но организация бивака, пребывание на нем и затем свертывание, отбирает значительное количество сил и утомляет больше, чем нормальная ходовая работа. Причина та — холод. Правда, следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция к использованию новых конструкций палаток, новых типов утеплителей, облегченных печек, подстилок и т. д. Совершенствуются приемы использования и применения снаряжения. Можно реально рассчитывать на то, что дальнейшее развитие этой тенденции поможет существенно уменьшить бивачную усталость.

     Еще одна особенность лыжного туризма — тяжелые рюкзаки. Рюкзак туриста-лыжника весит в среднем на 15— 25 % больше, чем груз его пешеходного или горного коллеги. Причина — большое количество утеплителей, запасной одежды, раций, аккумуляторов и т. д. Кроме того, лыжный поход, как правило, не дает возможности пополнять рацион питания при помощи охоты, рыбалки и т. д. Отсюда — тяжелые рюкзаки, а также необходимость использовать сани, нарты, волокуши. Такой способ транспортировки груза существенно отличает лыжные походы от других; новые транспортированные методики, естественно, порождают и новые виды снаряжения, приспособлений, инвентаря — тягловые лямки, грузовые мешки, сменные полозья, эффективный крепеж и т. д.

     Поэтому остановимся на вопросах снаряжения подробнее. Небезынтересно вспомнить, как решали эту проблему известные полярные исследователи. Покоритель Северного полюса, арктический исследователь Роберт Пири был ярым сторонником «теории минимального веса». Стремление Пири максимально облегчить ношу путешественников приводило не только к дискомфорту, но иногда было просто смешным. Известно, например, что в некоторые свои экспедиции Пири брал лишь одно ружье и даже отпилил у него половину ствола, чтобы оно было легче. Облегченное таким образом оружие превращалось в оборонительное и отпугивающее, но никак не могло быть использовано для охоты, хотя мясные добавки в виде тюленины и медвежатины были бы весьма кстати и людям, и собакам. Люди Роберта Пири спали во время ночлегов в том же платье, в котором шли днем. Экономия в весе была, по мнению Пири, столь существенной, что никаких постелей экспедиция с собой не имела. Расход пищи и топлива был строго нормирован и никогда не было сделано ни единого исключения.

     Другой известный путешественник, покоритель Южного полюса Руаль Амундсен известен афористичным принципом «Экспедиция — это подготовка!». Способности знаменитого полярника спланировать и выполнить намеченное точно и в указанные сроки общеизвестны и феноменальны. В своем доме в Норвегии он спланировал экспедицию. Шел сентябрь 1909 г. Заключительная фраза плана Амундсена: «Таким образом, последние участники перехода к полюсу вернутся 25 января». И действительно, именно 25 января 1912 г. (!) экспедиция возвратилась после успешного похода к полюсу. Точно так же, за 30 тысяч километров от ледового барьера Антарктиды, был определен день, когда норвежцы к нему подойдут. Подошли на день раньше.

     Естественно, что такой человек, как Амундсен, отнесся к проблеме снаряжения со всей серьезностью и скрупулезностью. Примечателен в этом отношении эпизод, описанный Каре Холтом в повести «Состязание»: «Он (Амундсен) стоит в наполненной водой плоскодонке, проверяя герметичность смазки на сапогах. Мазь для обуви — одна из многих проблем... Каких только мазей не перепробовал, и ни одна не годится. Смешивая разные жиры, перемазываясь с ног до головы, варил, бранился, плевал в варево... Снова и снова проверял результат — шесть часов должен сапог стоять в воде, не промокая. И наконец он добился своего».

      Надежность — вот свойство походного снаряжения, которое более всего ценил великий путешественник. Справедливости ради следует отметить, что не все предметы экспедиционного инвентаря прошли испытания дорогой, холодом и временем. В частности, пристрастие Амундсена к индивидуальным спальным мешкам и категорическое неприятие групповых значительно утяжелило общий экспедиционный груз. Конечно, сейчас, в пору широкого распространения синтетических материалов, легких и прочных сплавов, различных пластиков, а также принципиально новых транспортных средств, списки снаряжения Амундсена или Нансена представляют не столько практический интерес, сколько познавательный. Однако методическая подготовка экспедиции «по Амундсену» представляется наилучшей.


Hosted by uCoz