Главная
Оглавление
Выбор типа велосипеда
Особенности спортивно-туристского велосипеда
Подготовка велосипеда
Принципы размещения груза
Размещение груза спереди
Размещение груза сзади
Способ 1
Самодельные задние багажники
Способ 2
Способ 3
Способ 4
Подготовка участников
Отработка техники езды
Регулировка велосипеда
Взаимодействие участников похода
Проведение путешествия
Режим движения
Техника безопасности в пути
Питание в походе
Техническое обслуживание велосипеда
count

Подготовка велосипеда

     После того как отрегулированы вращающиеся и переключающие узлы, а также тормоза, необходимо произвести подгонку (установку) седла и руля в соответствии с индивидуальными особенностями велосипедиста. Общепринятая методика установки седла такова:

     1) по высоте седло устанавливается так, чтобы сидящий на нем велосипедист мог упереться пяткой в плоскость педали, находящейся в нижнем положении;

     2) по длине седло устанавливается таким образом, чтобы центр коленного сустава велосипедиста был над осью педали, находящейся в крайнем переднем положении (см. рисунок).

     Первоначальная установка руля производится, как правило, так, чтобы высота его верхней плоскости совпадала с высотой седла. После пробных поездок высота, а также наклон руля корректируется в зависимости от роста велосипедиста, длины и силы его рук и определяется в конечном счете удобством посадки и приемлемой нагрузки на руки. На оптимальную подгонку руля следует обратить особое внимание, так как от этого при прочих равных условиях зависит степень утомляемости, особенно при длительной езде.

     Несколько слов о выборе седла. Удобство того или иного типа седла определяется в основном индивидуальными особенностями велосипедиста, поэтому желательно опробовать каждый из типов, имеющихся в наличии, не исключая и жесткого спортивного, и выбрать для себя подходящий. Для женщин рекомендуются укороченные широкие мягкие седла от дорожных велосипедов, например седло от дорожного велосипеда «Салют».

Установка багажников

Некоторое число выпускающихся спортивно-туристских велосипедов снабжается передним и задним багажниками. Они узкие и недостаточно прочные, так как изготавливаются из отрезков стальной проволоки. Из этих багажников для путешествий можно использовать как вспомогательный только передний, выдерживающий нагрузку 5—6 кг. Задний багажник должен выдерживать долговременную нагрузку до 30—35 кг, поэтому багажник заводской установки для туризма не пригоден.

     Подходящими являются стандартные задние багажники от дорожных велосипедов, отличающиеся большей прочностью.

     

Задние багажники

     Распространены в основном два типа багажников. Для установки багажника первого типа от велосипеда «Украина» необходимо, прежде всего, сделать пропил, чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение тросика при работе заднего тормоза. Кроме того, желательно заменить опоры О-образного сечения на трубчатые, обладающие большей прочностью. Багажники второго типа предпочтительнее, так как благодаря иному рисунку штамповки не нуждаются в дополнительных пропилах и, кроме того, имеют собственные прочные опоры трубчатого сечения. Закреплять багажники обоих типов на вилке задней стойки следует с помощью дополнительной жесткой металлической планки. Причем заводскую планку требуется заменить более прочной самодельной, с расстоянием между углублениями, соответствующим ширине вилки в месте установки. Планки необходимы для обеспечения должной жесткости крепления. Узел прижима можно снять. Монтируются самодельные болты с опорными кольцами, отверстиями или крючьями.

     

Передний багажник

     В качестве переднего багажника (при отсутствии установленного) можно использовать передний багажник от дорожного велосипеда «Украина». Он устанавливается с минимальной доработкой: в скобе, которая крепит его переднюю часть, высверливается отверстие для установки ограничителя тросика переднего тормоза. Опоры багажника можно крепить с помощью хомутов к передней вилке, но более удобно крепить их наверх к нижним сгибам руля (к ним, например, крепят трубку). Такое крепление обеспечивает хорошую жесткость фиксации багажника. Дополнительное оборудование велосипеда. Для создания определенных удобств в путешествии при подготовке велосипеда рекомендуется произвести следующие работы:

     1. Установить скобу для крепления фляги. Целесообразно устанавливать ее традиционно на подседельную трубу над передним переключателем передач, причем желательно использовать готовый комплект велогонщика. Можно применить и самодельное крепление, конструкция которого определяется формой используемой фляги. Например, для распространенной поллитровой полиэтиленовой фляги овальной формы вполне надежное крепление обеспечивается простейшей скобой О-образной формы. Скоба может быть изготовлена из 5—6-миллиметровой проволоки, которая обтягивается тонкой резиновой или хлорвиниловой трубкой и крепится к раме с помощью хомута.

     2. Установить откидную подставку для велосипеда, которая позволяет оставлять его в вертикальном положении, что представляет большое удобство в дорожных условиях. Подходящей является подставка от велосипеда «Украина», которая используется без переделок.

     3. Удлинить рукоятки переключателя передач, находящейся-на нижней раме (велосипеды «Спутник», «Турист»). Способ их переделки. Верхняя часть рукоятки спиливается на расстоянии 33 мм от центра, в ней просверливается отверстие и нарезается резьба М4. В отверстие ввинчивается стальная шпилька, снабженная набал дашником. Общая длина переделанной рукоятки должна быть около 150 мм. После этой переделки переключать передачи гораздо удобнее: при этом не нужно сильно нагибаться, уменьшается усилие на переключение и возрастает точность установки переключателя. Такой вариант более надежен, чем установка переключателя с удлиненными рукоятками на руле.

     4. «Смягчить» руль путем обмотки его полосой тонкой губчатой резины, а поверх — хлопчатобумажной лентой. Это уменьшает воздействие вибраций, передающихся через руль на кисти рук.

     5. Навесить «язык» из тонкой резины на нижний конец щитка переднего колеса. Это позволяет существенно уменьшить загрязнение кареточного узла при движении по мокрой дороге.

     6. Установить велосчетчик с индексом 27". Эта цифра обозначает диаметр колеса спортивно-туристского велосипеда в дюймах. При необходимости оперативно контролировать скорость движения можно установить велоспидометр, выпускаемый промышленностью под названием «веломер», с помощью которого можно измерять как скорость движения, так и пройденное расстояние. Следует помнить, что при эксплуатации веломера или велосчетчика с индексами 28", рассчитанных на колесо до рожного велосипеда, в их показания необходимо вносить соответствующую поправку.

     7. Заменить переднюю малую ведущую звездочку на эллиптическую, промышленный выпуск которой уже освоен. Ее преимущество — в большей равномерности усилий, передаваемых заднему колесу при круговом педалировании, что существенно облегчает движение на тяжелых участках дороги и подъемах. Для этого же необходимы и туклипсы, обеспечивающие правильную фиксацию стопы на педали и позволяющие передавать усилие на нее и при движении ноги вверх.

     Поскольку мало выпускаемых велосипедов снабжено тук-липсами, то при самостоятельной установке желательно использовать туклипсы в комплекте с более удобными педалями челночного типа.

©VeloTour 2008

Hosted by uCoz